fea010116

Реализация принципа преемственности при обучении  физике в профильных классах

Выступление на школьном педсовете

Преемственность представляет собой «связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность есть одно из проявлений закона  перехода количественных изменений в качественные» (Большая Советская Энциклопедия, том 20).

Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса. И хотя вопрос об осуществлении преемственности не является новым, каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными нетрадиционные технологии подготовки учащихся. С переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми.

Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов начальной, основной и старшей школы, их взаимодействие и взаимосодействие, что позволяет избежать трудностей у пятиклассников – с првыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе,  а у десятиклассников –  справиться с увеличением требований педагогов, усложнением  изучаемого материала, резким увеличением  учебной нагрузки.

Обучение в старшей профильной школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что у старшеклассников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения, требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Перед образовательным учреждением встает вопрос, как организовать свою работу так, чтобы ребенок получил хорошее качество обученности в начальных классах и сохранил свои способности хорошо учиться в среднем и старшем звене . В настоящее время в работе по преемственности педагоги и психологи опираются на процессы самоорганизации, самоконтроля, самоактуализации личности, на проявление способности ученика избирательно относиться к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества. Следовательно, задача педагога – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребёнком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.  Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне. Начальная ступень школы  развивает накопленный  ребенком потенциал до уровня понимания и осмысления. Средняя ступень школы, как преемник, опирается на самостоятельность и мышление ребёнка, его способности, на умение быстро определять ход своих действий. Старшая ступень школы – способствует самоопределению личности. И выпускник школы – это результат педагогического труда учителей и внимания родителей.

Как реализуется принцип преемственности профильного образования в нашей школе?

Курс физики  построен как цепочка решения все новых научных и практических задач с использованием комплекса научных методов познания.

Структура курса физики:

Класс Часы
  Обычный Профиль
7 2
8 2 3
9 2
10 2/3 5
11 2/3 3

 

1 ступень- 1 уровень

Подготовка к восприятию предмета начинается на первой ступени обучения с изучения предмета «Окружающий мир».

2 уровень — 7-9 классы

Базовый курс, призванный обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и ее применение. Содержание учебного предмета строится по линейному принципу, в соответствии с которым учебный материал каждого последующего раздела является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущем этапе. Это позволяет сохранить системность в построении содержания учебного предмета и непрерывный режим его изучения.

Подготовка к углубленному изучению физики начинается в 8,9 классах

В этом году был сформирован 8 класс физико-математического профиля, в котором на изучение физики отводится 3 часа, тогда как в остальных классах -2. Можно предположить, что при определении профиля в старшей школе большинство учеников этого класса выберет — физико-математический.

В 9 классах обучающимся предлагаются элективные курсы,  которые являются компонентом учебного плана образовательного учреждения и могут выполнять несколько функций, в том числе: дополнять и углублять содержание профильного курса по физике. Как правило, к концу 9 класса ученик для себя четко определяет дальнейшие условия обучения.

3 уровень — 10-11 классы

Содержание учебного предмета предусматривает более глубокое изучение фундаментальных физических теорий, усиление их прикладного значения в жизни современного общества, что позволяет сформировать у учащихся систему предметных и методологических знаний и умений, представления о современной квантово-полевой картине мира.

В профильном классе работа начинается с входного контроля, который определяет уровень базовых знаний. В этом году итоги входного контроля- качество -8%, успеваемость -85%.

В чем причина столь низких результатов, ведь дети осознанно выбрали профиль, большинство учеников не меняло школу и учителей (3человека). Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. Учащиеся 10 класса находятся в новых условиях: новый коллектив, новая система занятий.   Ребенок должен понять, что требования к нему изменились, педагоги его оценивают по новым критериям, учебная нагрузка резко возросла. Некоторые обучающиеся выбрали профиль, но  соответствовать ему  пока не могут, так как  имеют  низкий уровень знаний. Так же можно отметить недостаточный уровень развития и воспитанности личных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, необходимые для успешного учения.

Исходя из результатов входного контроля строится дальнейшая работа:

  • систематическое соотнесение новых знаний с ранее полученными в форме сравнения, логико-структурных схем, в которых не только выделяются элементы знаний, но и отражаются отношения между ними;
  • решение комбинированных задач, в которых сочетаются знания из различных разделов курса физики;
  • помощь в планировании учебной деятельности;
  • стимулирование учебной деятельности (создание ситуации успеха, побуждение к активному труду);
  • индивидуальная работа.

Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося эффективность обучения повышается.

Скачать выступление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *